НОВОСТИ ПРОЕКТА
29 ИЮНЯ 2015 г. В ПАРИЖ К НАГАЙБАКАМ - ТАКИМ БЫЛ ОДИН ИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МАРШРУТОВ
Село Париж Нагайбакского района Челябинской области - место традиционного проживания коренного малочисленного народа - нагайбаков. Прямо под Эйфелевой башней Парижа - музей нагайбакской культуры.
Наша исследовательская группа побывала в музее, встретилась с парижанами. Один из вопросов, с которым ехала группа: почему по переписи 2002 года нагайбаков начитывалось 9600 человек, а по переписи 2010-го - только 8 148? Вряд ли это физическое исчезновение народа.
Вероятно, одна из причин в том, что после 2000-го года, когда нагайбаки на государственном уровне были признаны коренным малочисленным народом России, наметился рост этнического самосознания. В это же время, в 2000- 2005 гг. работала областная целевая программа поддержки нагайбакской культуры. С 2005 г. Народ практически вновь предоставлен сам себе. Самосохранение этноса зиждется на энтузиазме интеллигенции старшего поколения.
22 ИЮНЯ 2015 г. ГРАНТОВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ
Ханты-Мансийский автономный округ - лидер среди территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов по привлечению внебюджетных средств в проекты развития сферы здравоохранения, образования и культуры коренных малочисленных народов Севера. Компания «Салым Петролеум Девелопмент», «дочка» «Газпромнефти» и концерна Shell , спонсор «Формулы 1», намерена вложить в такие проекты на территории Югры в 2016 году около 80 миллионов рублей. Дополнительное соглашение с правительством ХМАО уже подписано.
16 ИЮНЯ 2015 г. ВОЗРОЖДАЕМЫМ ПРАЗДНИКАМ ПОМОЖЕТ НАУКА
Фактами современной жизни стали не только возрожденные национальные праздники, но и этно-культурные площадки в городах и поселках страны - от Москвы до Камчатки. И очень важно в проведении праздников и работе этно-площадок сохранить этническую и этнографическую достоверность.
И тут необходима помощь специалистов, ученых. У органов местного самоуправления, на территориях которых проводятся такие праздники и создаются этно-площадки, как правило, нет специалистов такого профиля. Но у аборигенов российского Севера есть хорошая учебно-научная база - институт народов Севера Государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. И сегодняшняя миссия института - не только собирать научную информацию и готовить специалистов, но и научно помогать регионам интегрировать культуру коренных малочисленных народов Севера в культурное пространство страны.
8 ИЮНЯ 2015 г. ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД - БЕСЕРМЯНЕ
Марию Корепанову называют «самородком мировой энической музыки, новым финно-угорским психоделическим чудом».Она исполняет бесермянские крези. И возможно, именно ей предназначена миссия рассказть миру об этом малочисчленном народе.
Бесермянский народ на несколько десятилетий был стерт с этнографической карты мира. Начиная с 30-х годов и вплоть до распада Советского Союза, его официально причисляли к удмуртам или татарам, как при указании национальности в паспорте, так и во всесоюзных переписях.
В начале 1990-х бесермянская интеллигенция, осознающая ответственность перед судьбой своего народа, возглавила национальное движение бесермян, оформившееся в региональную общественную организацию «Общество бесермянского народа в Удмуртской Республике».
Усилиями общества и его председателя - кандидата экономических наук Валерьяна Федоровича Сабрекова - в июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». В 2000-м году бесермяне включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Национальная интеллигенция по-прежнему прилагает максимум усилий для возрождения национального самосознания. И самой сложной в этом плане оказалась работа с молодежью.
1 ИЮНЯ 2015 г. НА САХАЛИНЕ ДЕТИ РИСУЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СКАЗКИ
В Сахалинской области проходит областной конкурс детских рисунков для иллюстрирования книги «Сказки над рекой». Автор книги - сахалинская писательница и поэтесса Елена Намаконова.
"Я родилась и выросла на Сахалине, - говорит Елена. - Мне всегда была интересна культура коренных народов этой земли. Слышала много легенд, интересных историй. Наблюдала за национальным характером нивхов, нанайцев, уйльта, эвенков за особенностями их взаимоотношений с природой, окружающим миром. Так и родился цикл «Сказок над рекой». Их герои - представители коренных этносов Сахалина. Надеюсь, мне удалось передать особенности этнического менталитета. А обстоятельства, в которые попадают герои моих сказок, - близки к сегодняшним, универсальны.
Сказки уже были представлены детской аудитории. Реакция очень хорошая. Собственно, и конкурс рисунков проводится среди тех детей, которые знакомы со сказками".
Рисунки победителей конкурса станут иллюстрациями к сказкам. Из рисунков других участников будет отобраны иллюстрации для отдельной галереи в конце книги. Презентация «Сказок над рекой» состоится в ноябре 2015 года в рамках IV Областного детско-юношеского фестиваля художественного творчества «Наследники традиций».
22 МАЯ 2014 г. ЧУКОТКА - ТЕРРИТОРИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Чукотка - лидер по количеству фольклорных ансамблей: их там 69! И один профессиональный - государственный чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон".К 70-летию Победы ансамбль выпустил спектакль «Каквыт». Одна из миллионов трагедий войны. Войны, которая дошла и до чукотского стойбища. История основана на реальных событиях. Очень бережно перенесена на сцену талантливым чукотским режиссером Еленой Тевлянкау. Трепетно и пронзительно рассказана артистами. Такими постановками страна может гордиться. Но кто в стране это видел? Сегодня «Эргырон» невыездной. Потому что авиабилеты из Анадыря в Москву - самые дорогие в мире! Есть еще авиабилеты из Анадыря в Хабаровск. Самые дорогие в мире после тех, что в Москву. И на внутренние авиарейсы по Чукотке билеты - самые дорогие в мире. А другого транспорта там просто нет.
14 МАЯ 2015 г. ЭВЕНКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ
О существовании эвенков в Забайкалье знают многие - были знакомы лично (по учебе, службе в армии), слышали о них в школе, художественной школе, вузе, где-то когда-то слышали, что существует такой народ, у кого-то в роду были предки эвенки («есть во мне и тунгусская кровь»).
Рассказывали, что на поселковый праздник эвенки приводят стадо оленей. И местные дети от этого в восторге.
Однако незначительная численность эвенков, компактное отдаленное проживание - те причины, по которым знания о народе поверхностные: «Видел эвенков, когда был на севере края. Живут себе тихо-мирно. Очень спокойный народ».
5 МАЯ 2015 г. РЕГИОНЫ - РАЗНЫЕ, ПРОБЛЕМЫ СХОЖИЕ
Елена Баннова - представительница корякского народа, проживающего в Магаданской области. В прошлом - танцевала. Сейчас поет родовые мелодии в сопровождении бубна, вышивает бисером, шьет унты, национальную одежду, участвует в выставках, праздниках, концертах, которые проходят на территории области. Ей уже под 70 и за плечами большой опыт. И вот о чем она с болью говорит: вместе со стариками уходят традиционные ремесла, в частности, ремесло выделки оленьих шкур. Оленьи шкуры - основа для изготовления национальной обуви и одежды: унтов, камлеек, кухлянок, украшений. Хорошо выделанные оленьи шкуры - это и основа бубнов, которых сегодня днем с огнем не сыскать: нет мастеров, нет материала для изготовления. Рассказывают, дело дошло до того, что снимали кожу с барабанов и натягивали на бубны.
К сожалению, это общая для многих регионов проблема.
27 АПРЕЛЯ 2015 г. МАГАДАНЦЫ ЗНАЮТ СВОИ КОРЕННЫЕ НАРОДЫ
Массовый опрос в Магаданской области показал, что население достаточно хорошо осведомлено о том, что в регионе проживают представители коренных малочисленных народов, многие знакомы с культурой этих народов. Отвечая на вопросы, говорили, что коренные малочисленные - их соседи, одноклассники, коллеги по работе, учебе. Школьники и молодежь отмечали, что о коренных малочисленных народах и их культуре им рассказывали в школе.
О том, что в Магаданской области живут эвены, коряки, ительмены , чукчи, камчадалы, юкагиры, чуванцы, не знали недавно прибывшие в регион представители народов Кавказа и Средней Азии.
Жители Магадана и близлежащих районов говорили о том, что в Магадане каждый праздник проходит с участием коллективов коренных малочисленных народов, о том, что или лично принимали участие в праздниках, или там были их знакомые.
20 АПРЕЛЯ 2015 г. НЕРАВНОДУШНЫЕ УЧАСТНИКИ ОПРОСА
47 коренных малочисленных народов России составляют всего 0,2 процента от общего числа жителей страны. Знают их, в значительной мере, благодаря уникальной культуре, самобытности, иному образу жизни.
Насколько самобытность сохранена? Один из наших респондентов, ответив на вопросы анкеты, прислал еще и комментарий, что называется, из первых рук - из своего интервью с нивхской поэтессой Евгенией Ловгун:
Живем мы так же, как и все в России, в тепленьких уютных квартирках со всеми бытовыми удобствами и интернетом. Свою самобытность мы давно уже практически утеряли. Поэтому и врач, как ни странно, берется в поликлинике, так как шаманов уже давно нет, и за всю свою жизнь я ни одного из них не видела, только на сцене, стилизованных. И игры у нас такие же, как везде - катание на коньках, на лыжах, футбол, теннис, волейбол, еще всяческие настольные игры, а также, что довольно, печально вездесущие танчики. По праздникам конечно игры повеселее, это метание топора, прыганье через нарты, борьба, стрельба из лука, гонки на нартах с оленями и с собаками, перетягивание каната и палки. Про связь с Большой землей скажу, что налажена она очень хорошо. Мы летаем на самолетах, плаваем на пароходах и паромах, по городу передвигаемся в основном на автобусе, а особо богатые на своем транспорте или на такси. Рыбаки, которые живут вдали от цивилизации, предпочитают обычные моторные лодки, так как наши родные лодки долбленки уже как лет двадцать назад ушли в прошлое. Нет языковой среды, поэтому языком владеют в основном старики, которые родились в другом мире и в другое время, но они уходят...
14 АПРЕЛЯ 2015 г. ЧТО ГОВОРЯТ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОКРУГАХ?
Мы приступили к исследования в 14 субъектах, на территориях которых традиционно проживают коренные малочисленные народы. В том числе - в 4 национальных автономных округах - Чукотском, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском. Коренные малочисленные здесь являются титульными нациями. Что скажут жители этих территорий?
Чукотка, понятное дело, знает свои уникальные народы. А это чукчи, эскимосы, кереки, чуванцы, эвены. И культуру этих народов знают и с уважением говорят о ней. Чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон" называет практически каждый опрашиваемый. А всего уже назвали 26 ансамблей! И солистов знают. Тоже около 30 назвали. Лидируют Василий Кевкей, Вероника Ушолик, Нина Меркер, Светлана Гиуна.
Жаль, что страна их совсем не знает...
7 АПРЕЛЯ 2015 г. ПОДВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Завершился первый квартал, и мы подвели первые итоги исследования. Массовый опрос не порадовал. Лишь на Таймыре, в Мурманской, Псковской и Кемеровской областях о своих коренных малочисленных народах знают больше половины опрошенных. В Хакасии и Туве значительная часть опрошенных считает коренными малочисленными титульные нации - хакасов и тувинцев.В Республике Алтай значительное количество опрошенных придерживается мнения об искусственности выделения коренных малочисленных народов (теленгитов, тубаларов, челканцев, кумандинцев) из единой нации - алтайцев..
Что касается органов местного самоуправления, серьезное внимание культурам КМНС уделяют на Таймыре, в Мурманской области и Республике Хакасия.