Современные практики интеграции. Вместе с экспертами мы рассматриваем  современные практики в широком смысле, включаем в понятие  совокупность действий, имеющих не только непосредственный результат, но и  отложенный эффект.
К эффективным современным практикам интеграции  в  исследуемых регионах можно отнести пять: в Ленинградской и Мурманской областях, в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, Чукотском автономном округе, Камчатском крае.
Ленинградская область. С 2000-го года в области  работает автономная некоммерческая организация «Центр коренных народов Ленинградской области». В поле зрения Центра  6 народов, в .т. коренные малочисленные - водь, ижоры, вепсы. Водь и ижоры - очень малочисленны. И восстанавливать их культуру, собирая  информацию у носителей культуры, уже просто невозможно.  Необходима ревитализация - воссоздание, оживление  культуры по имеющимся информационным источникам. А это удел специалистов, живущих в большом городе, где есть доступ к источникам информации.
В центре объединились ученые - этнологи, лингвисты, этномузыкологи, культурологи. В начале 2000-х многие еще были студентами. Но именно с них все начиналось. С объединения людей с высшим образованием, имеющих корни, людей, осознавших, что если они не будут это делать, больше уже никто ничего сделать не сможет. Изначально был задан высокий просветительский уровень. Но в процессе ревитализации очень важен двусторонний процесс, объединяющий людей из мест традиционного проживания, и городских специалистов, концентрирующих профессиональную информацию, узконаправленные потоки - языковые, фольклорные, костюм. Плюс фактор более высокого уровня финансирования на областном уровне.
Такой двусторонний процесс в Ленинградской области получился. Изначально был задан высокий просветительский уровень. Одной из первых инициатив стала мобильная школа. Ученые выезжали в деревни, читали адаптированные лекции, проводили семинары по ремеслам, фольклору, национальному костюму. Это был и остается волонтерский труд людей, осознающих уровень ассимиляции, и понимающих, что от них что-то зависит. Всех ведет идея возвращения культуры в народ. Кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Кто-то подключается на разовые проекты. С годами к движению примкнули люди непрофильных профессий - военные, сотрудники МВД и даже сотрудники ФСБ. Это люди, по крови родственны коренным малочисленным народам. Но есть и те, кто понимает, что живет на земле, история которой насчитывает тысячи лет жизни коренных народов, и в силу своего понимания стараются помочь возродить, оживить культуру этих народов.
Центр объединяет представителей разных народов. Самые активные - ижоры. Ижоры сохраняли свою культуру до 30-х годов ХХ века. У них была своя письменность. Води осталось очень мало. Ассимиляция води началась гораздо раньше. И организованы они были хуже. Уже в 30-е годы водь ходили в ижорские школы. У них не было письменности, учебников.  Плюс ижоры - морские рыбаки. Это целенаправленные, уверенные в себе, очень стойкие люди.
Сегодня Центром реализуется 16 программ. В числе которых - создание мультфильмов, которые созданы на языках коренных народов и дублируются на русском и английском. Есть у центра мобильный музей. Работает театр, представляющий спектакли о культуре коренных народов на языках этих народов. Выпущены книги, музыкальные диски.
Работа Центра позволила создать  этнографически точную базу интеграции культур коренных малочисленных народов Ленинградской области. Водь и ижоры по-прежнему редко участвуют в региональных и федеральных проектах. Творческая группа Центра считает более важной на данном этапе работу  на территориях проживания коренных. «Когда мы приезжаем в деревню, - говорит руководитель Центра кандидат исторических наук О.И.Конькова, - мы возвращаем людям часть их самих. Изменяется их отношение к самим себе. Люди начинают гордиться своей историей, своей культурой. А это делает их жизнь лучше».

Мурманская  область. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ловозерский районный национальный культурный центр»  осваивает практику интеграции саамской культуры через потенциал собственной территории:  привлекает внимание  саамской земле, делает эту территорию и культуру саамского народа региональным брэндом.
Центр является бюджетным культурно-досуговым учреждением и проводит много различных мероприятий.  Но отличаются  они тем, что  имеют «национальный акцент», в том числе - саамский. Самые значимые мероприятия Центр проводит, интегрируя в них коллег, партнеров, зрителей из Мурманской области и других регионов страны. В рамках Праздника Севера и Дня оленевода с нынешнего года, кроме традиционных соревнований,  проводятся еще и гонки на собачьих упряжках. В  гонках есть номинация «Снегири» -  для детей с ограниченными возможностями. Участники  едут  из самых дальних районов Мурманской области. Едут - потому что Лапландия, потому что их здесь ждут, им рады, волонтеры, местная молодежь,  помогают. И уже есть планы превратить гонку в областную. Но стартовать - только из Ловозеро.
В дальнейших планах - не только развитие гонок на собачьих упряжках, но и проведение соревнований по рыбной ловле. На знаменитое Ловозеро рыбаки соберутся точно, несмотря на отдаленность места. И в частности, потому, что их здесь, на саамской земле,  ждут.

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Еще недавно закрытая территория, сегодня Таймыр стал одним из наиболее известных в стране центров этнической культуры. Район эффективно использует челночную интеграцию.
Активно поддерживая культуру 5 коренных малочисленных народов, проживающих на Таймыре, органы местного самоуправления находят возможность максимально представлять эту культуру - в полном объеме и многообразии -     в региональном, межрегиональном и общекультурном пространстве страны. В этом направлении Таймыр - абсолютный лидер.
Но Таймыр не ограничивает интеграцию  участием  в культурных программах на внешних территориях. На своей территории проводятся многочисленные программы, на которые приглашаются гости с «большой земли». Наиболее известными являются районный фестиваль «С верой в Россию. С любовью к Таймыру» и Международный Арктический фестиваль «Притяжение Таймыра». Оба фестиваля, кроме концертных программ, включают в себя максимально эффективные формы интеграции - интерактивные программы  и творческие лаборатории.

Авторская программа дошкольного образования в Чукотском АО. В детском саду «Парус»  в течение 8 лет  реализуется авторская специализированная программа дошкольного образования  «Край, в котором я живу». Программа разработана специалистами  на основе компетентных мнений носителей национальной культуры, постоянно развивается и совершенствуется. Цель программы -  обучение детей  культурным традициям коренных народов Чукотки как составляющей части общемировой культуры.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 2 года обучения и реализуется совместно с сотрудниками Музейного центра «Наследие Чукотки» Чукотского автономного округа, при активном участии родителей и общественности города.   Занятия проводятся два раза в неделю в каждой группе при продолжительности 20 минут. Курс рассчитан на 72  занятия.
       В качестве развивающей предметной среды используется мини-музей детского сада, который при помощи родителей, их родственников и друзей удается ежегодно пополнять. Сегодня мини-музей представляет собой помещение, пространство которого разделено на зоны: жилище и быт народов Севера, флора и фауна Чукотки, декоративно-прикладное искусство.
Зона «Жилище и быт народов Севера» представлена ярангой, покрытой шкурами оленя. В яранге представлена бытовая утварь, имеется материал, демонстрирующий выделку шкур.  Зона «Флора и фауна Чукотки» содержит экспонаты чучел распространенных животных, разновидности гнезд птиц, гербарный материал растений.  Зона «Декоративно-прикладное искусство» представлена поделками из шкур, бисера, клыка моржей, позвоночными дисками китовых позвонков, уса кита, национальной одеждой чукчей.
Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений. Предметная среда мини-музея помогает детям погрузиться с национальную культуру и обеспечивает психологический комфорт.
Особенно детям нравится знакомиться с фольклором народов Чукотки: учить стихи, песни, танцы, подражать движениям животных. В программе занимаются дети разных национальностей.
В рамках программы проходят встречи носителями народной культуры, а потом на основе рассказанных ими историй создаются танцы, воплощаются в сценические формы сказки, в том числе и на чукотском языке.
При обучении детей чукотской культуре применяются  принципы этнопедагогики: общечеловеческие ценности  входят в жизнь детей через  сказки и легенды.
В реализации программы «Край, в котором я живу» партнерами выступают Дворец детского и юношеского творчества (Совместные концерты, проведение обрядов, пополнение мини-музея экспонатами), Детская школа искусств (совместные концерты, просмотр кукольного театра, изготовление украшений),  Региональная общественная организация любителей чукотского языка «Чичеткин вытгав» («Родное слово») (мероприятия по сохранению традиций и передачи культурного наследия),  Детская библиотека (знакомство с родным краем, писателями и поэтами народов Севера),  Музейный центр «Наследие Чукотки» (изучение истории Чукотки). Подписано соглашение о творческом взаимодействии с Чукотско-эскимосским ансамблем «Эргырон». Проводятся встречи с известными писателями и поэтами, знакомящими детей с легендами, сказками, стихами, песнями.
С  2010 года в детском саду совместно с Чукотским многопрофильным колледжем проводится фестиваль «Откуда ты родом?». Он приурочен ко Дню Чукотки и дает возможность детям и подросткам объединить свое творчество и любовь к родной земле.
Как показывает практика,   после окончания детского сада дети продолжают изучение традиций и фольклора коренных народов Чукотки в детской школе искусств на отделении фольклорного исполнительства и национальной хореографии.
В ближайшее время подобные программы будут запускаться в районах Чукотского АО.

Интеграция  ительменской культуры в общекультурное пространство страны через этнический обрядовый праздник «Алхалалалай» и постоянное участие ансамбля «Эльвель» в федеральных культурных программах.
Численность ительменов - немногим более 3000 человек. Но благодаря использованию уникальных сторон своей культуры они известны и в стране, м в мире. Одна из составляющих обрядового праздника «Алхалалалалй» - многодневный танец. Сегодня он обрел форму танцевального марафона. Длительность последнего составила 16 часов 40 минут.  Уникальный факт  эффективно работает на привлечение внимания  к ительменской культуре.
Кроме того,  ительменский танец признан учеными эталоном северного танца. И 3 - 6 ежегодных участий ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» в федеральных культурных программах эффективно интегрируют ительменскую культуру в культурное пространство страны. Ансамбль знает большое количество коллег. Его ценят профессионалы этнической культуры. Его видели зрители почти половины регионов страны.
Следует отметить, что максимальное участие в выездах ансамбля «Эльвель» за пределы края  принимают на себя органы местного самоуправления - администрация Тигильского муниципального района.